Газета "Гомельские ведомости"
В ГГТУ ИМЕНИ П.О. СУХОГО ОТКРЫЛАСЬ АУДИТОРИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
17.01.2022
Турецкий опыт по повышению качества высшего образования.
Преподаватели ГГТУ имени П.О. Сухого изучили турецкий опыт по повышению качества высшего образования.
Так, в рамках международного проекта программы ERASMUS+ UniTeLE коллеги из ряда вузов Беларуси, в том числе ГГТУ имени П. О. Сухого, для обмена опытом посетили университет Невшехира.
Цель визита - изучить направления повышения качества учебного процесса в системе образования Турции, организацию подготовки преподавателей и академического развития профессорско-преподавательского состава. Также одна из задач - использование активных методов обучения в рамках проекта Евросоюза программы ERASMUS+ СВНЕ «Повышение качества преподавания и обучения в университетах» UniTeLE. К слову, гомельский технический вуз и турецкий университет - партнёры этого проекта.
В частности, программа официального визита предусматривала знакомство с учеоным процессом во время пандемии, подготовкой работы в новых условиях преподавателей и студентов, созданием учебно-методического контента для дистанционного обучения и так далее.
- Любой вуз славится своей библиотекой. В Невшехире ей отведено пятиэтажное здание, которое расположено в центре университетского городка. Особый интерес представляет салон для слабовидящих. Здесь есть специальная литература для чтения по методике Брайля, аудиозаписи для прослушивания материала. Кроме того, предусмотрен интернет-салон с отдельными необходимыми устройствами, посадочными местами, а также мини-залы для групп студентов, секции для индивидуальной работы и огромные читальные залы с компьютерами,- поделился директор Института повышения квалификации и переподготовки Юрий Колесник.-Библиотека владеет уникальными экземплярами печатных изданий. Они собраны в отдельном зале под стеклянным покрытием. Работать с ними можно по индивидуальным заказам или с их электронной копией.
По его словам, в турецком университете обучается около 28 тысяч студентов по 200 специальностям. Всё более перспективными становятся специальности в области туризма, культуры потребления, экологии. Достаточно большой контингент обучающихся - из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и других стран. В связи с миграционными процессами в Турции пребывает около девяти миллионов сирийцев (из них миллион детей), иракцы, жители Африки.
Обучение в вузе по специальности идёт пять лет, по медицинским направлениям - шесть лет. Со второго курса студент сам выбирает специализацию. Общеобразовательным дисциплинам по учебным планам отдаётся 32 процента учебного времени, остальное - специализированные предметы.
- Вузовская система обучения платная, но имеет свои особенности. Государство выделяет университетам финансы, которые они предоставляют обучающимся по договору займа с последующим их возвратом. Местная система качества образования приравнивается к европейской, - рассказал Юрий Колесник. - Миссия, видение и политика в этой сфере - одинаковые для всех. Такая единая система была разработана в 2018 году межвузовской ассоциацией. Она представляет собой централизованную систему управления образованием, единую информационную базу методического обеспечения и делопроизводства, в том числе и библиотечный фонд. Созданный ресурс доступен каждому с помощью электронной связи.
Турция по мировому ранжированию по престижности профессии учителя занимает третье место, а для самой Турции это четвёртая позиция среди профессий.
- Из-за высокой конкуренции после окончания вуза нужно пройти специальные экзамены, чтобы получить работу учителя. Экзамены сдаются по истории Турции, педагогике и по специальности. Церемония назначения всегда публична и торжественна. Учителем невозможно стать со средним специальным образованием - только при наличии степени бакалавра, - подчеркнула заведующая кафедрой социально-гуманитарных и правовых дисциплин ГГТУ имени П. О. Сухого Светлана Кацубо.
Как отметила собеседница, в 2013 году при турецком университете создан центр дистанционного обучения, где работает команда специалистов. Такой вариант стал особенно востребованным в условиях пандемии. Здесь разработано более пяти тысяч дистанционных курсов. Таким образом, был подготовлен образовательный контент для общего использования различными категориями учащихся: видео, книги, обучающие фильмы и мультфильмы, тесты, викторины и другие материалы.
- Министерство образования инициировало демонстрацию учебных занятий по трём каналам телевидения на основе национальной системы ЕВА. Было разработано и предложено более 1600 уроков по специальному расписанию телевидения в течение 24 часов в сутки. По ТВ можно было выбрать необходимые занятия: от начальной школы до университетских занятий, - сказала Светлана Кацубо, побывавшая в турецком университете.
Интересный и ценный международный опыт обязательно найдёт применение в образовательном процессе ГГТУ имени П. О. Сухого и Института повышения квалификации и переподготовки, подытожил Юрий Колесник.
ТЕКСТ: Анна ШЕПС, «В»
Источник: Источник: Газета "Гомельские ведомости" — 2022. — 13 января (№ 4). — С. 6.
Ссылка на статью >> "Расширяя границы"